Дата: 15.03.2012
Классный час на тему: «Как стать настоящим другом»
Задачи:
· раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
· формировать умение различать дружбу и товарищество;
· воспитывать культуру чувств;
· воспитывать добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
· способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.
Оформление: эпиграфы на доске, плакаты с высказываниями по теме, материал по чтению: заготовки отрывков из литературных произведений.
Высказывания по теме:
Для истинных друзей Ты жизни не жалей,
Но отличить умей, От недругов друзей. (М. Джалиль)
Друзей познаёшь лишь тогда
Когда к тебе придёт беда. (Н.Хосраев)
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства. (В.А.Сухомлинский)
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга всё, что могут.
(В.Г. Белинский)
Учитель: Добрый день, ребята! У нас классный час, и мы сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войдём в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних.
Но сначала мне бы хотелось, чтобы вы определились со своей позицией.
В классе весят два плаката. На одном написано: «Дружба в классе не нужна», на другом: «Дружба в классе нужна». (Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос. Определившись, ребята объясняют их выбор).
Учитель: Дружба ,товарищество, друг и товарищ… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удаётся сберечь и отстоять в себе и окружающих, человеческое, зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберёмся, чем отличаются понятия «друг» и «товарищ». Эти понятия очень близки друг другу, но всё же различаются. Как?
Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?
А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)
А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему «Ищу друга!»
Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям Например:"Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”"Скромная застенчивая девушка любит стихи, ищет подругу”"Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”
Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. ( В классе доска с надписью " Доска объявлений”)
Учитель:Ребята, послушайте рассказ « Трое»
Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, Но … там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба… На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он и не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра:»Возьмите Сашу, он натёр ногу». Сашей звали третьего мальчика- самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!». Машина уехала.
ВОПРОСЫ: 1) Какие взгляды на дружбу у каждого из них? Согласны ли вы с этими взглядами? 2) Как бы вы поступили в этой ситуации?
Учитель: Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков. Дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.
Послушайте следующую ситуацию и скажите: Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил. «Я опешил и не успел сказать своё мнение, потому что прозвенел звонок и меня вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить « пятёрку». Наташа сказала: «Как тебе не стыдно!» - и отвернулась к окну.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: Этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг к другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя называть верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу: «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого необходимо».
Итог: Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг к другу, а коллективная на общем деле. Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому. Послушайте ещё одну ситуацию и скажите: Как бы вы вышли из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог: Если ты настоящий(ая) друг (подруга), в твоём сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести друга (подруги), как собственные и помогите ему стать счастливее.
Готовы ли вы быть настоящим другом? Для выяснения этого вопроса предлагается тест
«Настоящий ли ты друг?».
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
Д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей впервые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного; б) один; в) два; г) трое; д) четверо и более
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все; б) почти все; в) не все; г) немногие; д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений; б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда; б) кошка; в) собака; г) обезьяна; д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями; б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды; б) избавлять от одиночества
в) доставлять удовольствие от общения; г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
ОЧКИ
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
10 |
5 |
15 |
0 |
20 |
2 |
20 |
0 |
5 |
15 |
10 |
3 |
15 |
10 |
10 |
15 |
20 |
4 |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
5 |
15 |
20 |
10 |
5 |
0 |
6 |
20 |
10 |
10 |
0 |
15 |
7 |
15 |
10 |
0 |
5 |
0 |
8 |
5 |
0 |
10 |
20 |
15 |
9 |
0 |
5 |
10 |
- |
- |
10 |
0 |
10 |
20 |
15 |
5 |
11 |
10 |
15 |
20 |
0 |
5 |
12 |
15 |
0 |
5 |
10 |
20 |
|
|
|
|
|
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Мини-итоги.
1.Дружба- величайшая нравственная ценность.
2.Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
3.Сохранить веру в хороших и добрых людей.
А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг. Ещё хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешкова:
«Хочу я, чтоб добро к тебе пришло, Как свет весенний, как тепло костра. Пусть для тебя источником добра Не станет то, что для другого зло». |